Каталог статей
Главная » Статьи » Полезная информация |
![]() Устная пропаганда
Устная пропаганда на порядок эффективнее письменной. Это
- факт. Очень похвально, что большинство ораторов уделяет огромное внимание вербальной части пропаганды - тексту выступлений и их смыслу. Правильно скомпонованная, продуманная речь - ключ к успеху практически в любой аудитории. Дыхание
Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Его характеристики: 1. Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи. 2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. Дыхание "из груди" связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы "фокусироваться" в одной точке. 3. Распределение выдоха - умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки - порции.
Ритм "грудного" дыхания резко отличается от привычного: вдох - пауза - выдох. Вдох в 10-15 раз короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 и даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, и следовательно, каждое слово - полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать сознательно. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции; 4. Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.
Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствованию реберно-диафрагменного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы "речевого пояса" - диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки - межреберные мышцы.
Работать над техникой речи надо с полной свободой всех мышц, участвующих в речевом процессе, так как любые "зажимы" будут отрицательно сказываться на голосо-произносительном аппарате.
Упражнения, данные ниже, носят игровой характер. Они должны отработать: 1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли лёгких; 2. Равномерный, активный выдох; 3. Организованный выдох, "фокусировку" его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ.
Упражнения дыхательной гимнастики
№ 1. "Свеча" 1. Представьте, что перед вами свеча огромного размера с большим пламенем. Его надо погасить. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание, потом дуньте "на свечу". Не погасло? Дуньте еще раз, еще. Если положить ладонь на живот, то во время выдоха можно ощутить активные движения диафрагмы и нижнебрюшных мышц, при этом живот втягивается. 2. Медленно, ровно дуйте "на пламя", но не с целью погасить, а всего лишь отклонить пламя и держать его в отклоненном состоянии как можно дольше. Ладонью вы почувствуете, как медленно и ровно подтягивается низ живота, т.е. сокращаются нижнебрюшные мышцы. Это упражнение тренирует медленный, ровный выдох. 3. Перед вами 3, 4, ... 15 воображаемых свечей. Потушите каждую свечу в отдельности. Объем вдоха не увеличивайте. При выдохе вы почувствуете ладонью ритмичные, прерывистые, активные движения диафрагмы
№ 2. Встаньте прямо, поднимите плечи вверх, отведите их назад, наберите воздуха, плечи опустите, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, подбородок составляет прямой угол с шеей, нет мускульной напряженности; на счет раз - два сделайте вдох, на счет три - четыре - пять - шесть - выдох. Следите за движениями диафрагмы. Упражнение можно соединить с движениями рук. Руки в стороны - вдох, вперед - выдох. Поднять над головой - вдох, вперед - выдох. Поднять над головой - вдох, опустить по бокам - выдох. Каждый раз увеличивайте время выдоха.
№ 3. Встаньте прямо, руки вдоль туловища. На звуке [п-фффф] выдохните воздух, после чего рефлекторно происходит вдох (живот при этом выдвигается вперед). Теперь на выдохе произнесите звук [с] прерывисто и медленно, как бы толчками выбрасывая звук [сссс-сссс-сссс...]. Снова сделайте вдох и на выдохе тяните звук [с]. Проделайте это упражнение 5 раз, а через несколько дней доведите до 10 раз.
№ 4. Встаньте прямо, руки вдоль туловища. Смотрите перед собой, плечи развернуты. На звуке [п-фффф] выдохните воздух — живот втягивается, после чего рефлекторно происходит вдох и живот выдвигается вперёд. На выдохе тяните звук [ш]: [ш-ш-ш-ш-ш-...] Потом снова — вдох. На выдохе считайте: 1, 2, 3 ... 15. Повторите упражнение 5 раз.
№ 5. Встаньте прямо, руки вдоль туловища. Вспомните звуки природы и воспроизведите их на выдохе. Вот свистит ветер: [ссссссссс......] Шумит лес: [шшшшшшш...] А вот появился шмель: [жьжьжьжьжьжь...] Делайте все спокойно, свободно, чтобы воздух на этих звуках беспрепятственно "вытекал в природу".
№ 6. "Пильщики". Представьте, что вы пилите бревно. Начали распиливать со звуком: [с!с!с!с!с!с!] Вначале звук с отрывистый, короткий, как и движения рук, потому что пила "входит в древесину". Чем шире амплитуда рук, тем длиннее тянущийся звук: [ссссс...сссссс...ссссс...]
№ 7. "Проколотый мяч" У вас в руках на уровне груди воображаемый большой резиновый литой мяч. Если на него нажимаешь — слышен звук выходящего воздуха. Нажимайте на мяч ладонями и имитируйте выходящий воздух звуком: [ссссс...] Руки сходятся медленно: они как бы ощущают сопротивление "мяча". И так же, медленно, с силой, выгоняется из "мяча" (ваших легких) воздух: [сссссс...] Все ближе руки, все меньше воздуха в "мяче". Наконец ладони воздуха в активном движении сошлись. И этим движением "выбросился" неиспользованный в звучании воздух.
№ 8. "Душистая роза". Встаньте прямо, ладони положите на ребра по обе стороны грудной клетки. Представьте себе, что вы нюхаете розы. Медленно вдыхайте через нос этот цветочный запах - заметили, как ребра грудной клетки раздвинулись? Вы это почувствовали ладонями. А теперь выдохните - ребра опустились, а ваши ладони проконтролировали это. Во избежание головокружения вдохи должны быть неглубокими. Повторите 3-4 раза.
№ 9. "Старт". Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: "Десять! Девять! Восемь! Семь! Шесть! Пять! Четыре! Три! Два! Один! Пуск!" Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха: прерывайте дыхание в паузах между произносимыми цифрами. Диктуйте четко, так, чтобы это было слышно человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. Хватило ли у вас дыхания на весь отсчет до слова "Пуск!"? Если нет, то начните отсчет с меньшей цифры. Обратите внимание на то, чтобы последние слова: "Один! Пуск!" — прозвучали у вас на свободном, незатрудненном дыхании, энергично и громко.
№ 10. Ходьба по коридору или во время прогулки на свежем воздухе. Делайте один шаг - вдох, на 4 шага - выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на один шаг, чтобы через месяц - полтора делать выдох на 10-15 шагов, вдох же при этом остается постоянным - на один шаг. На выдохе можно произносить скороговорку, каждый раз увеличивая число слов в ней, или читать стихотворение (четверостишие). Помните, что в процессе выполнения упражнений тренируем выдох длительный, ровный, медленный.
ГолосОбразование голоса происходит в гортани. Главной частью гортани являются голосовые связки - тонкие эластичные мышцы. Выходящий из легких воздух размыкает связки, давит на них, колеблет, проникает сквозь щель, образуемую вибрирующими связками. Так образуется голос. Возникающие в резонаторах (полостях) колебания содействуют появлению дополнительных звуков (обертонов), которые усиливают основной звук и придают ему особую окраску - тембр. К верхним резонаторам относятся носоглотка, рот, нос. Умелым направлением верхними резонаторами определяют качества голоса, которые необходимо развивать оратору: звонкость (металличность), собранность, свобода, полетность, устойчивость, подвижность, широта диапазона, выносливость, адаптивность, суггестивность. Звонкость (металличность) - это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. Звук должен отражаться в передней части ротовой полости, у твердого неба и зубов. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь, он формируется у заднего мягкого нёба. Собранность звука - это концентрация звука у зуб, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания. Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. В ротовой полости необходимо свободное размыкание, достаточный раствор рта. Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т.е. его способность распространятся как можно дальше. Полетность - это результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным. Здесь важен и волевой момент - стремление как можно дальше направить звук. Устойчивость голоса - это его способность звучать ровно, не колебаться, не качаться. Подвижность - свойство голоса точно передавать мысли и чувства, менять силу звука, высоту и тембр. Диапазон - высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, вредких случаях - две октавы. Но в быту человек говорит на трех - четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями. Выносливость - высокая работоспособность, стойкость голоса. Работоспособность голоса обеспечивается мерами по гигиене голоса. Адаптивность - способность голоса приспособиться к акустическим условиям (изменение динамики, тембра и мелодики). Суггестивность - способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов.
Как выработать для себя необходимые голосовые качества? 1 этап работы над голосом - освобождение дыхательных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. 2 этап - поиски естественного свободного природного голоса, такого звучания, которое является для каждого из нас максимально ограниченным, возникает легко, без всяких мышечных усилий. Предварительные условия речевых упражнений: нельзя держать голову опущенной или поднятой вверх, подбородок должен составлять прямой угол с шеей, недопустимы мускульные зажимы.
Упражнения на расслабление мышц 1. Встаньте прямо, вытяните руки перед собой, соберите пальцы в кулак, напрягите пальцы, а также предплечья и плечи (у вас сильные, крепкие руки, ваши мышцы сильно напряжены). Через 3-4 секунды расслабьтесь: руки свободно падают, совершая маятникообразные движения. 2. Сядьте на стул: напрягите ноги и пальцы ног, сильно упираясь ими в пол или стенку. Через 3-4 секунды расслабьтесь. 3. Поднимите вверх брови, напрягите их (выражение крайнего удивления), потом расслабьтесь, опустите брови. 4. Крепко зажмурьтесь. Затем через 3-4 секунды расслабьтесь, веки могут быть прикрыты. 5. Крепко сожмите челюсти и губы, через 3-4 секунды расслабьте их. 6. Наклоните голову вперед - назад, вправо - влево: круговые движения головой вправо - влево. Все движения выполняются при максимально расслабленной шее, спокойно, медленно.
Вибрационный массаж Человек пользуется двумя резонаторными системами: верхней, в которую входит черепная коробка, полости носа и рта, и нижней - грудная полость. Для "включения" в работу резонаторов используется вибрационный массаж (самомассаж). Делается энергичным постукиванием кончиками пальцев по телу и лицу. Тем самым активизируется работа нервных окончаний, заложенных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая благотворное влияние на нервную и другие системы организма, улучшая тонус мышц и всего тела. Во время проведения такого массажа включается верхняя резонаторная система, которая передает голосу полетность, и нижняя резонаторская система, дающая тембральную окраску голоса. Техника вибрационного массажа: После вибрационного массажа надо сделать 5-10 спокойных вдохов и выдохов и перейти к голосовым упражнениям.
№ 1. "Стон" Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость. Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [м] тихо стоните. Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания: [ма - мо - му - мэ - ми - мы] Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на "стоне" фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам. А теперь произнесите во время "стона" слоги с другими сонорными: [ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм] Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для "стона" на сонорных согласных
№ 2. "Гудок" Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу.... "Гудок" не громкий,
без напряжения, губы в положении "хоботка". А теперь к гласному [у]
прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо... Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка). А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы. Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах".
ДикцияЯсная, четкая дикция -- обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении, "съедание" конечного гласного или звука внутри слова, звучание "сквозь зубы" делает речь невнятной и неразборчивой. Эффект от выступления летит ко всем чертям. Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих. Часто речь бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы "наскакивают" друг на друга. Говорить надо ясно, приучаясь свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука и его "посыла". Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту. Дикция определяется работой органов, находящихся в ротовой полости: языка, нижней челюсти губ, мягкого нёба с маленьким язычком. Для тренировки артикуляционного аппарата выполняйте следующие упражнения: 1. Пластическая гимнастика органов речи. 2. Энергично, но плавно опустите нижнюю челюсть -- откройте рот. Поднимите нижнюю челюсть и сомкните рот. Заметьте, что подвижной является нижняя челюсть. Повторите 5-6 раз. 3. Выдвиньте нижнюю челюсть вперед, верните ее и в первоначальное положение. Повторите 5-6 раз. 4. Отодвиньте язык как можно глубже, а затем распрямите и коснитесь его корней нижних зубов; вновь отодвиньте язык вглубь и, распрямляя его, коснитесь кончиком языка корней верхних зубов. 5. Двигая язык внутри рта, коснитесь кончиком языка сперва левой щеки, потом правой. 6. Сомкнутые губы вытяните вперед в виде "хоботка", затем растяните в сомкнутом состоянии на улыбку. Повторите 5-6 раз. 7. Образовав "хоботок", двигайте его последовательно вправо, влево, вниз, затем в обратном направлении. Плавно двигайте "хоботок" по кругу. Все упражнения вначале желательно делать с зеркальцем, движения должны быть медленными и плавными. Повторите 5-6 раз.
Упражнения для выработки дикции № 1. Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука: Этот зверь зовется лама. Русалка плыла по реке голубой, Упражнение следует выполнять вдвоем, чтобы взаимно контролировать друг друга. Разойдясь с товарищем на возможно большее расстояние, представьте, что вы разговариваете в присутствии третьего, спящего, которого вы не хотите разбудить. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо. Следите за полетностью звука.
№ 2. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков. 1. Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса. 2. бок, вот, гость, горе, дождь, дом, зори, кот, комья, лом, мост, соль, лёд, слёзы, счёт, Лёня, тётя. 3. утро, уголь, ум, узы, узник, зуб, лук, шум, клуб, труд, зовут, пишу, утюг, союз, юг, юла, юноша, юродивый, юмор, в среду, в непогоду. 4. был — бил, выл — вил, мыл — Нил, тыл — тина, рысь — рис, пылать — пилить. 5. бы — бэ, вы — вэ, гы — ге, лы — лэ, мы — мэ, ны — нэ, пы — пэ, ры — рэ, ты — тэ, сы — сэ.
№ 3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией: утверждения, вопроса: 1. Пословица не мимо молвится. Написано пером, не вырубишь топором. 2. Дружба дружбой, а служба службой. Крепкую дружбу и топором не разрубишь 3. Терпенье и труд все перетрут.
№ 4. Произнесите на одном выдохе сочетания согласных. Сделайте это сперва только артикулируя звуки беззвучно, потом шепотом, и, наконец, отчетливо, громко. 1. Ба — бо — бу — бэ — би — бы 2. Па — по — пу — пэ — пи — пы 3. Га — го — гу — гэ — ги — гы
№ 5. Поиграйте с мячиком и слогами. Произнесите: 1. Ппа — ппо — ппу — ппэ — ппи — ппы 2. Бба — ббо — ббу — бби — ббы 3. Пабба — поббо — пуббу — пэббэ — пибби — пыббы
№ 6. Произнесите на одном выдохе звукосочетания с сонорными согласными. Произнесите сначала шепотом, потом громче и, наконец громко (но не кричать). 1. лра — лро — лру — лрэ — лри — лры 2. рла — рло — рлу — рлэ — рли — рлы
№ 7. Произнесите правильно и отчетливо следующие сочетания согласных: 1. Птка — птко — птку — пткэ — птки — пткы 2. Тпка — тпко — тпку — тпкэ — тпки — тпкы 3. Кпта — кпто — кпту — кптэ — кпти — кпты
№ 8. "Барбанщик" Вспомните, как барабанщик отбивает походный марш. Произнесите следующие строчки в такт барабану: Пара барабанов -- 3 раза Следите за добором дыхания. Помните, что сила звука зависит от активности дыхания, а не от физического напряжения гортани, вызывающего перенапряжение голосовых связок.
№ 9. Произнесите скороговорки и чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, четко артикулируя. 1. Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок. 2. В Чите течет Читинка. 3. Кукушка кукушонку сшила капюшон. 4. От топора копыт пыль по полю летит. 5. Повар Петр, повар Павел Петр плавал, Павел плавал. 6. Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. 7. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке. 8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец. 9. Добыл боболь бобов. 10. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. 11. В один, Клим, клин колоти. 12. Купи кипу пик. 13. Купи кипу пуха. 14. Стоит копна с подприкопеночком. 15. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося. 16. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь. 17. Хвалю Халву. 18. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке. 19. У нас гость унес трость. 20. Дробью по перепелам, да по тетеревам. 21. Клара — краля кралась к Ларе. 22. На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 23. На дворе трава, на траве: Раз дрова, два дрова, три дрова. 24. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. 25. Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом. 26. Талер тарелка стоит. 27. Идти на рать, так бердыш брать. 28. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. 29. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. 30. Город Нерль на Нерли реке. 31. А мне не до домогания. 32. На горе Арарат рвала Варвара виноград. 33. У сени и Сани в сенях сом с усами. 34. У осы не усы, не усища, а усики. 35. Осип охрип, Архип осип. 36. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. 37. Сачок зацепился за сучок. 38. По семеро в сани уселись сами. 39. Свиристель свиристит свиристелью. 40. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел. 41. Самшит, самшит, как ты крепко сшит. 42. Около колодца кольцо не найдется. 43. Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружиться. 44. Яшма в замше замшела. 45. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке. 46. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща. 47. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп. 48. Щипцы да клещи — вот наши вещи. 49. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
№ 10. Произнесите выразительно и ясно, на одном выдохе следующую скороговорку. Если дыхания не хватает, сделайте добор воздуха на ":". Везет Сеньку Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. Произнесите скороговорку весело, с юмором, озорно, посмеиваясь над происходящим. Затем произнесите ее с намерением сообщить нечто страшное, подробно и загадочно раскрывая каждую деталь этого необычайного происшествия. Теперь произнесите ее в быстром темпе, как будто вы бежите к остановке автобуса, вы добежали... но автобус ушел!
№ 11. "Фома неверный" Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова. Вы как будто ведете диалог с товарищем, который, как "Фома неверный", подвергает сомнению каждое ваше слово. Отстаивайте правоту своих слов спокойно, убежденно. Большую убежденность придает речи понижение тона голоса на ударном слове. Последите за этим в упражнении. 1. Мимозы Мила маме купила. (произносит с ровной, спокойной интонацией). 2. Мимозы Мила маме купила? 2. Мимозы Мила маме купила? 2. Мимозы Мила маме купила? 2. Мимозы Мила маме купила? Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена. Всегда добивайтесь этого. Используйте и другие тексты, в которых много сонорных звуков. Например: Не мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя. Лавр рвал ландыши и давал их Ларе.
№ 12. Произнесите стихотворные строчки, меняя темп произнесения (начинайте медленно, потом постепенно убыстряя и, наконец, быстро). Ландыши наш Лавр рвал.
№ 13. Произнесите вслух: 1. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Понкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. 2. 33 корабля лавировали — лавировали да не вылавировали. 3. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. 4. Рапотовал, да недорапотовал, стал дорапортовывать — зарапортовался. 5. Сшит колпак не по-колпаковски, вышит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
№ 14. Произнесите, соблюдая правильное дыхание: Во дни сомнений,
№ 15. Прочитайте и осмыслите гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым. Задания: 1. Для развития устойчивости голоса, начинайте читать первую строку гекзаметра монотонно на средней высоте, затем, сделав добор воздуха, продолжайте читать вторую строку также монотонно и на средней ноте, потом третью и т.д. Следите, чтобы голос не дрожал, не качался, все время был ровным и на одной и той же ноте. 2. Для развития высоты голоса первую строку гекзаметра произнесите на самой низкой для вас ноте, вторую строчку выше по тону до самой высокой для вас ноты. Потом по гамме обратно. 3. Для развития силы голоса первую строку читайте шепотом, вторую громче, третью еще громче и т.д., но не кричите. Потом обратно до шепота. 4. Для развития темпа начинайте читать первую строку медленно, вторую быстрее, третью еще быстрее... Потом обратно.
Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении, Следует клетку грудную расширить слегка и при этом Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку. Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи. Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыхань | |
Категория: Полезная информация | Добавил: lock-1 (27.01.2010) | |
Просмотров: 1968 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||